Критический возраст: норма или отклонение?

Критический возраст: норма или отклонение?   Вы стали мнимой и раздражительной? Не можете найти общий язык с ребенком? Странным кажется поведение мужа? Возможно, у вас либо у членов вашей семьи возрастной кризис. И тогда будет небесполезно познакомиться с концепцией американского ученого Э.Г. Эриксона, который напрямую связывал поведение людей с их биологическим возрастом. Эрик Эриксон – наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, пока мало известен у нас.

Вы стали мнимой и раздражительной? Не можете найти общий язык с ребенком? Странным кажется поведение мужа? Возможно, у вас либо у членов вашей семьи возрастной кризис. И тогда будет небесполезно познакомиться с концепцией американского ученого Э.Г. Эриксона, который напрямую связывал поведение людей с их биологическим возрастом. Эрик Эриксон – наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, пока мало известен у нас.

Сделаем скидку на то, что каждая теория имеет свои погрешности, ведь развитие каждого отдельного человека сугубо индивидуально. Но есть в человеческой природе и общие закономерности, знание которых помогает корректировать свое отношение к человеку, находящемуся в стадии возрастного кризиса. Итак…

Критический возраст: норма или отклонение?

Критический возраст: норма или отклонение?

Период до 3-4 лет – этап формирования самостоятельности у младенца. Кризис трехлетнего ребенка называется "я сам". Малыш познает мир, делает попытку самостоятельно пользоваться разными предметами. Это самое лучшее время для того, чтобы научить его одеваться, держать ложку, кормить домашних животных. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе – самоконтроль и сила воли. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой. Если же воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Не ругайте малыша за мокрую постель, запачканные штанишки, разбитую чашку – этим вы закрепляете у него чувство стыда и неуверенности в своих способностях управлять собой и окружением.

Возраст 5–7 лет – развитие инициативности и предприимчивости. В это время происходит взаимодействие маленького человека с социальным миром. Девочки особенно активно играют "в школу", "больницу", а мальчики в "бандитов" и в "войнушки". Это не что иное, как осознание и освоение своей социальной роли. В таком возрасте не нужно перегружать ребенка многочисленными занятиями, как поступают многие современные родители, пытаясь сделать из своего ребенка маленького гения. Не отбирайте у него детство, дайте ему больше времени на игры, гораздо полезнее следить за тем, как он общается со сверстниками.

Именно в этом возрасте у ребенка появляется чувство вины. Если вы в 3–4 года внушаете ребенку, что он в чем-то виноват, а он этого никак не может понять, не нужно его наказывать. Он просто еще не дожил до "нужного этапа". Дети, которым предоставлена инициатива в выборе занятий (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость. Если взрослые показывают ребенку, что он что-то делает плохо, неправильно, что его вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Сверхпослушный ребенок должен не радовать, а вызывать подозрение: скорее всего, его воспитывали неправильно, слишком строго наказывали.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к творчеству. Но если родители видят в "трудовой деятельности" ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Не препятствуйте ему учиться завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, ему оно кажется именно таковым.

Критический возраст: норма или отклонение?

Критический возраст: норма или отклонение?

Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратный процесс происходит у подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Кстати говоря, таким он становится чаще всего из-за невнимательности родителей.

Кризис середины жизни – от 33 до 42 лет – это возраст новой идентичности, "биологической смерти". В этот период человек осознает расхождение желаемого и действительности. Его воображение становится сильнее реальных возможностей. Перестраивается организм, меняется темп жизни. Позитивно то, что в сознании человека происходит формирование общечеловеческих ценностей, он чувствует себя мудрым и культурным. Среди негативных тенденций наблюдается самопоглощенность, уход в себя, переживание застоя. Человеку кажется, что все лучшее у него уже позади, что собственная жизнь затухает. Многие борются с этими тенденциями, получая второе высшее образование, расширяя сферу деятельности и даже обретая новую семью.

Критический возраст: норма или отклонение?

Критический возраст: норма или отклонение?

55–65 лет – период стабильности, эмоциональная самоотдача. Возникает желание заботиться об эмоциональном состоянии не столько своем, сколько других людей. Это наибольшее проявление интеллектуальной и духовной близости, открытости, терпимости к чужому мнению. Уравновешенный человек, в здравом уме и с трезвой памятью испытывает удовлетворенность от прожитой жизни, живет воспоминаниями.

Дальнейшая судьба конкретной личности зависит уже от ее жизненной позиции. Можно выбрать позицию мудрости, а значит, принять прошлую жизнь со всеми победами и поражениями, передавать свой опыт другим. А можно занять позицию отчаяния, то есть отрицать пройденный этап жизни, мучить и терзать себя. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. У некоторых мужчин этот кризис проявляется в поговорке: седина в бороду – бес в ребро: в этом возрасте некоторые стремятся поменять семью в стремлении избежать страха "упущенной жизни".

Получается, что мы не вылезаем из кризисов? По Эриксону, да, мы живем от кризиса до кризиса. Вот только кризис возрастной не нужно отождествлять с кризисом экономическим: возрастные кризисы – нормальное, биологическое развитие человека, в них нет отклонений от нормы. Это, повторимся, всего лишь особенности поведения человека на данном этапе его жизни.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ.

Читайте также:
КРИТИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ: НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ?
ТРИ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ
КРИЗИС ЛУЧШЕГО ВОЗРАСТА
ЛЕЧИТЕ ВЕНЫ ПОМИДОРАМИ
ВОЗРАСТ – ЭТО НЕИЗБЕЖНОСТЬ?!

Оцените статью
Новости, развлекательный и интересный контент со всего мира
Критический возраст: норма или отклонение?
Маринад для любых грибов — универсальный рецепт!
Adblock
detector