Несмотря на то, что все дети очень не похожи друг на друга, все же для всех малышей в одном возрасте есть общие признаки правильного развития. В перечень необходимых для успешного развития интеллекта входят такие знания и умения детей дошкольного возраста:
- знание информации о себе, семье, стране проживания, в целом о мире;
- наличие представления о природе, природных явлениях, животных, погоде;
- ориентация во времени (способах его измерения);
- способность к сравнению, обобщению, анализу и другой работе с информацией;
- понимание отличия цветов и форм, размеров, предназначения предметов;
- умение рассказать о себе, описать предложенную картинку (другой объект), пересказать текст;
- навык решения несложных логических головоломок;
- умение хорошо читать, считать, правильно держать в руке ручку (карандаш), писать буквы, заштриховывать картинки;
- способность к налаживанию дружеских отношений с детьми, взрослыми (педагогом);
- навыки целеполагания;
- умение обдумывать задачи, принимать решения.
Основы обучения детей дошкольного возраста
Главные условия обучения детей дошкольного возраста:
- Целевые. Успешность учебы прямо пропорциональна наличию способностей к ней. Поэтому у дошколят нужно развивать ум и учебные умения.
- Метод. Чтобы учеба давалась легко и приносила хорошие результаты, необходимо опираться на имеющийся опыт ученика. Рекомендуется использование навыков, способностей, знаний, которыми малыш уже обладает, в качестве инструмента для изучения новых областей знаний.
- Среда. Сюда относится и эффективный учебный план, и наличие полезных для развития материалов, и создание комфортных условий для развития учеников.
- Мотивация. Главным стимулом к успеху у каждого ребенка будут свои факторы. А взрослым нужно сформировать эффективный стимул к обучению.
- Интерес. Результат любого мероприятия зависит от заинтересованности ученика.
Дошколята на уровне эмоций воспринимают любое событие своей жизни и быстро запоминают информацию, которая оставляет в их памяти эмоциональный след. Методы обучения детей дошкольного возраста отличаются от приемов, которые работают со взрослыми. И это нужно учитывать. Самые лучшие методы развития дошкольника:
- создание непринужденной атмосферы, положительного настроя;
- творческий подход к обучению;
- дружеское взаимодействие с учениками;
- динамичность;
- использование игровой деятельности;
- наглядность изучаемого предмета;
- наличие системы, регулярность занятий.
Особенности дошкольного обучения и развития ребенка
Нет ничего сложного в выборе правильного средства обучения детей дошкольного возраста, если знать, к чему стремиться. Учить дошколят, развивать у них когнитивные задатки, конечно, нужно с раннего возраста, но целенаправленную подготовку к школе следует начинать примерно с 5 лет. Главный уклон – это развитие ума. Самые важные его свойства:
- Внимание – в старшем дошкольном возрасте развивается произвольное внимание. Для его развития рекомендуется чередовать активные и интеллектуальные виды деятельности, менять нагрузки в сторону увеличения, чтобы сохранять интерес к занятию, объяснять алгоритм (последовательность) действий в решении задач.
- Память. Пользу приносят упражнения, связанные с визуализацией, многократное повторение, ассоциация знаний с приятными впечатлениями.
- Системное восприятие – задействование разных его форм при работе с информацией (слух, сенсорика, зрение).
- Мышление. Чтобы малыш научился думать, делать сложные умозаключения самостоятельно, нужно обогащать его интеллектуальный опыт, расширять потенциал ума, приучать к активной мыслительной деятельности.
- Воображение. Развитие этого навыка помогает ученикам в понимании многих вещей, явлений, дает возможность проявления и реализации творческих идей.
Полезны в дошкольном обучении (вообще в обучении ребят 5-11 лет) развивающие курсы. Такие курсы есть в школе ментальной арифметики Соробан® (Россия). В методике школы есть свои особенности: принципы дошкольного обучения здесь тесно переплетены с принципами социального развития, эмоционального воспитания, что делает эти занятия еще более полезными.